Дни творения

О, первый проблеск небосклона,
Балтийский ветр из-за угла, —
И свежей улицы стрела
Впивается в Пигмалиона!

Речная водоросль иль прах
Перворожденной перспективы?
Но имя — камень, и счастливый
Творец мечтает о дарах:

Не легкомысленный Пиновий
Создаст торжественный устав —
Смирит разбег болотной крови
Кумиродел и папский граф.

Чудовищный италианец,
Он может всё — и прав Лефорт:
Тупой подошвой будет стерт
Последних вихрей низкий танец.

Чертеж заморского грыдира,
Наклон державного жезла —
И плоть медузы облекла
Тяжеловесная порфира.

1914

Книга “Болотная медуза”

Кротонский полдень. М.: Книгоиздательство писателей “Узел”, 1928

Ред.: Стихотворение опубликовано в книге “Из топи блат” (Киев, издательство И. М. Слуцкого, стр. 9, 1922 год) с посвящением Екатерине Лившиц.
Ред.: Екатерина Константиновна Лившиц (Скачкова-Гуриновская) (1902—1987) — жена Б. Лившица с 1921 года; ученица балетной студии Б. Ф. Нижинской в Киеве, выступала в спектаклях в Киеве и Петрограде.
Ред.: Пигмалион (греческая мифология) — художник, силой любви ожививший изваянную им каменную статую девушки, подобно тому как Петр, строя город, «оживил» болото.
Но имя — камень. Петр — по-гречески «камень».
Пиновий (Пино Н.) (1684—1754) — французский архитектор, скульптор и резчик по дереву, автор дворцовых интерьеров и фонтанов в Петергофе и Летнем саду.
Кумиродел и папский граф. Чудовищный италианец. — К. Растрелли (1657—1744), итальянский скульптор; в 1716 году купив себе во Франции графский титул, начал работать в России (его свинцовые статуи украшали фонтаны Петергофа и Летнего сада).
Лефорт Ф. Я. (1655—1699) — адмирал, один из ближайших сподвижников Петра I.
Грыдир — чертежник.
И плоть медузы облекла Тяжеловесная порфира — сравните у О. Мандельштама: «И государства жесткая порфира, Как власяница грубая, бедна» («Петербургские строфы», 1913).
Порфира — пурпурная мантия монарха.

Добавлено: 25-12-2016

Оставить отзыв

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*