Бобылка

Жила-была в деревне Прокшине старушка-бобылка, бабушка Аксинья. Все родные у нее попримерли, — она одна-одинешенька осталась. Только тем и жила и кормилась, что по людям на поденную работу ходила. Что заработает, то и съест. И опять нет ничего. И все жила себе потихоньку бабушка Аксинья, не жаловалась, не горевала, а всегда говорила: — «Все у меня идет по-хорошему, славу Богу…»

Все хозяйство, всю живность распродала бабушка Аксинья на нужду свою, и ни души у нее ни в избе, ни на дворе не осталось. Даже кошка от нее сбежала к соседям, где молоко было.

Жили рядом с бабушкой Аксиньей зажиточные люди, и была у них только одна дочка Машута. Баловали они Машуту всячески, — все в угоду ей делали.

Была у Машуты своя собственная курица: курица яйца несла, Машута их продавала да ленты, бусы, платки себе на них покупала. Вот раз пропала курица у Машуты; искала она ее, искала, — нет нигде. Однако, услыхала, что кудахчет где-то курица, узнала ее по голосу и пошла на двор к бабушке Аксинье. Пришла и говорит ей:

— Так и так, бабушка Аксинья, курица-то моя тебе яичко снесла.

Засмеялась бабушка Аксинья и молвила:

— И, полно, касатка! Нашла яичко, и Бог с тобой. Бери его себе.

Закачала головой Машута, отвечает:

— Ни за что не возьму. Твое оно… Курица тебе его снесла.

Да на том и убежала. А курица-то словно подслушала ее, — на утро опять на дворе бабушки Аксиньи яичко снесла. Опять Машута прибежала к бабушке Аксинье и говорит:

— Бабушка Аксинья, а ведь курочка-то опять у тебя яичко снесла.

Бабушка Аксинья опять не согласна.

— Бери, Машута, — твои они. На что мне?

Закачала Машута головой и отвечает:

— Нет, нет, бабушка, они твои.

Так день за днем курочка все у бабушки в клети яички несла, хоть ты что хочешь делай с нею. А потом и вовсе пропала надолго. Машута искала ее, искала и искать бросила. Так и решила, что либо ее собаки задавили, либо хорек ее заел.

Только пошла раз бабушка Аксинья на чердак, а там кто-то клохчет, попискивает: пии, пии… Пошла бабушка в уголок… Батюшки мои! Машутина курочка-то восемь штук цыплят вывела, — да цыплята все хорошенькие, желтые, молодец к молодцу.

Пошла бабушка Аксинья к Машуте и говорит:

— Поди, возьми наседку свою и цыплят.

А Машута и отнекивается:

— И, полно, бабушка, на что они мне? Твои они теперь: курочка-то твой дом облюбовала… И то — курочка тебе подспорье не малое, а мне она на кой нужна.

С той поры веселее стало у бабушки Аксиньи дома, да еще что: она по осени цыплят продала, да еще курицу прикупила да поросенка, а сама смеется и говорит:

— Домком, хозяйством обзаводиться буду полегоньку да помаленьку. Ах, Машута, ах, проказница, вот как меня, старуху, разутешила! Да и курочка-то эта пришлась, знать, ко двору: на ноги меня, человека бедного, поставила.

Бог на помощь. Рассказы и сказки A. Федорова-Давыдова. Четвертое издание. Рисунки А. Апсита и В. Спасского. М.: Издание А. Д. Ступина. Типография Русского Товарищества, 1912

Добавлено: 28-01-2019

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*