Фонтанка

Асфальтовая дрожь и пена
Под мостом — двести лет назад
Ты, по-змеиному надменна,
Вползла в новорожденный град.

И днесь не могут коноводы
Сдержать ужаленных коней:
Твои мучительные воды
Звериных мускулов сильней.

Что — венетийское потомство
И трубачей фронтонных ложь,
Когда, как хрия вероломства,
Ты от дворцов переползешь

Под плоскогорьем Клодта Невский
И сквозь рябые черныши
Дотянешься, как Достоевский,
До дна простуженной души?..

1914

Книга “Болотная медуза”

Кротонский полдень. М.: Книгоиздательство писателей “Узел”, 1928

Ред.: Стихотворение опубликовано в книге “Из топи блат” (Киев, издательство И. М. Слуцкого, 1922 год) с посвящением Исааку Рабиновичу.
Ред.: Исаак Моисеевич Рабинович (1894—1961) — театральный художник, друг Лившица по Киеву.
Ред.: В стихотворении описывается Фонтанка от Прачечного моста у Летнего сада до Галерного острова.
Не могут коноводы Сдержать ужаленных коней — скульптурные группы работы П. К. Клодта (1805—1867) на Аничковом мосту, изображающие 4 стадии покорения человеком дикого коня.
Венетийское потомство — вероятно, венецианские окна дворцов.
Хрия (от греческого «польза») — речь или рассуждение, составленные по заданным правилам.
Рябые черныши — по-видимому, 4 гранитных сквозных павильона с небольшими куполами на Чернышевом мосту (ныне мост Ломоносова).
Дотянешься, как Достоевский, До дна простуженной души — сравните описание осенней прогулки Макара Девушкина по набережной Фонтанки в «Бедных людях» (в «Преступлении и наказании» описываются трущобы «Вяземские лавры» — район между Фонтанкой и Сенной площадью).

Добавлено: 25-12-2016

Оставить отзыв

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*