Херомита и король Санхец*

Был и мрачен, и суров
Дон Санхец во время оно,
Он на казнь еретиков
Целый день смотрел с балкона.

Будто редкие плоды,
Вина тонкие — заранее
Припасалися жиды,
Колдуны и мусульмане.

И в назначенные дни,
Взяв попарно свечи в руки,
Шли процессией они
На торжественные муки.

Разодета и пестра
Свита пышная дивилась,
Глядя, как в огне костра
Жертва связанная билась.

Сатане на завтрак раз
Шла гитана молодая,
Красотою чудных глаз
Проповедников смущая.

Не найдешь таких цариц,
С нею рая бы не надо,
Перед нею пал бы ниц
Инквизитор Торквемада.

И король был изумлен.
Сделав крестное знаменье,
Прошептал сквозь зубы он:
«Боже, что за наважденье!»

— «Как тебя, малютка, звать?»
— «Херомитой!»
— «Где родилась?»
— «Я не знаю, рано мать
Умереть поторопилась».

— «Как росла ты? Где жила?»
И ему гитана смело:
— «Травкой в поле я росла
И жила где солнце грело».

На устах гитаны смех,
Смотрит прямо, без боязни.
— «За какой великий грех
Предана ты лютой казни?»

— «Говорил про то монах,
Я его не понимала.
Я всю жизнь у нас в горах
Только пела да плясала.

«В зимний холод, в летний жар,
Незнакомая с страданьем,
Я жила под звон гитар
И питалась подаяньем».

— «Ну, а в ересях каких
Ты замечена доныне?»
— «Ересь?., право слов таких
Не слыхать у нас в пустыне**…»

— «Но тебя сожгут живой,
Это ведь мученье ада!»
— «Чтож
такое, смех какой!
Умирать ведь тоже надо».

В изумленьи замерла
Свита, будто бы немая.
А гитана весела
Словно птичка в утро мая.

Поражен король.
— «Постой,
Ты Христа душою чтила?»
— «Я?.. Христа… Он кто такой?»

У него она спросила.
— «Сын Мадонны, Божий Сын».
Головой она качает.
— «Нет, спроси весь Альбасин ***,
Там никто его не знает.

«Может быть в Севилье есть
Человек такой в Триане ****
Проживают, ваша честь,
Там мудреные цыгане.

«Промышляют ворожбой
И рассказывают сказки.
А у нас народ простой,
Наше дело только — пляски».

— «В церкви ты была-ль когда?»
Отовсюду закричали.
— «Госпожи и господа!
Нас туда ведь не пускали».

Ропот слышится кругом.
Говорит король:
— «Не стану
Я теперь казнить огнем
Эту бедную гитану.

«Дело в том, что сатане
(Он отец цыгань известно)
Получить ее в огне
Право будет слишком лестно.

«Нет, иначе поступить
Мы должны Христу в угоду,
Ведь ее в огонь пустить
Все равно, что рыбу в воду.

«Еретичку во дворец
Мы поместим очень строго.
Фра-Луис — святой отец
С ней потрудится для Бога.

«Он ее научит пусть
Всем молитвам без изъятий,
Чтобы , знала наизусть
Как любой из наших «братий».

«И тогда мы возведем
Ей костер, костров всех краше,
И сожжем ее на нем
В прославленье чести нашей!

«В эти дни я повелю
Всенародное моленье!»
И гитану к королю
Повели — на исправленье.

Только странно, с той поры,
Хоть святая Германдада
На гарроту и костры
И гнала исчадий ада, —

Хоть народ со всех сторон,
Как на праздник собирался,
Но король на свой балкон
Никогда не появлялся.

Во дворце зато порой
Пляска слышалась и пенье —
Там свершал отец святой
Херомиты исправленье.

И в угоду небесам,
Дон Санхец, король жестокий,
Пляшет, сказывали, сам
С Херомитой черноокой.

* Король Sanjez — сказочный король, король андалузских басен; некоторые с ним отождествляют Филиппа II.
** Гренадские цыгане зовут свои жилья — пустынями.
*** Гора за Гренадою. В этой горе вырыто множество пещер, где живут гитаны. Альбасинские цыгане — великолепные плясуны и певцы, но они отличаются невероятным невежеством. И теперь между ними встречаются такие, которые, считаясь христианами, никогда ничего не слышали о Христе и о Деве Марии. Они не бывают в церкви, — прежде их не пускали туда. Бога
они знают только потому, что просят милостыню porDios.
**** Предместье Севильи, населенное цыганами, гораздо более образованными, чем альбасинские.

Цикл «ROMANCERO» (Поэмы, легенды, впечатления, миражи из Испанского дневника)

Стихи. Издание второе. 1865 – 1901 г. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1902

Добавлено: 08-12-2016

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*