Крымская роза
«Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет».
(Из м/ф «Приключение капитана Врунгеля».)
Тихое, солнечное утро выходного дня. Люди с утра с сумками в руках бегут, торопятся, не замечая утренней красы, не удивляясь тишине и покою – человеческая энергия бурлит, бьет ключом.
– Эй, соседка, куда торопишься? Боишься, что на рынке все расхватают, тебе ничего не достанется? – пошутила шустрая бабенка и, не дожидаясь ответа, обогнала свою соседку, чуть ли не бегом. Сегодня все спешат на рынок закупить продукты на всю трудовую неделю.
Вот и городской рынок. Да какой там рынок – базар. Бойкая торговля идет уже на подходе к нему. Сам рынок окольцован несколькими торговыми рядами. Прямо с земли торгуют всем, что только можно купить и продать. Торговцы-зазывалы нахваливают товар, гремит попсовая музыка, все это заглушает визг поросенка, толпа покупателей создает мерный шумовой фон, который изредка нарушается надрывными криками обидчивых покупателей. В этой суматохе и неразберихе слышится рассказ незадачливого торговца картофелем:
– Ну, скажи правду, Микола, чем моя картошка хуже соседской? Ну, одна в одну, крупная, чистая, ни пятнышка, а какая рассыпчатая, да ты только свари ее, попробуй. У соседа справа вся темная, слева – вообще глянуть не на что, а все продали.
Мужичок от досады резко взмахнул рукой и плюнул: «Тьфу ты, думал продам, куда мне столько, да вот беда, не знаю я, какой это сорт». Тут к беседующим подошла пожилая дама:
– Почем картошка? – спросила она.
– Восемьдесят копеек кило, – ответил мужичок.
– А почему так дешево? – с подозрением спросила дама.
Мужичок почесал затылок и честно признался: «Да чтоб быстрее продать, у меня картошка уродила. Куда мне ее столько?»
– А сорт какой? – не унимается дама.
– Да не знаю я, но очень вкусная, рассыпчатая, – нахваливает продавец. Но дама уже не слушает его и уходит.
– Дался им этот сорт, будто они в сортах этих разбираются, – с досадой сказал торговец своему знакомому:
– Уже и базар расходится, а я даже кило не продал. Как я ее обратно потащу? Меня сюда сосед по пути завез, а сам уехал.
– Ну, ты не отчаивайся, назови как-нибудь свою картошку, а мне пока продай пару кило, – сказал Микола. – Удачи тебе, – добавил он и, забрав покупку, пошел прочь.
Базар редеет. Плотный людской поток близится к выходу. И тут к одинокому торговцу подлетает высокая, худая, энергичная бабенка, ощупывает картошку и быстро спрашивает: «Это – крымская роза?»
Мужичок, наблюдая за реакцией возможной покупательницы, не совсем уверенно ответил: «Да… Она самая…» И замер в нерешительном ожидании.
Бабенка лихо развернулась и закричала: «Тася, Тася! Сюда, скорей! Я нашла ее! Вот она – крымская роза. Вкуснятина необыкновенная!» С противоположной стороны ряда, наперерез толпе, энергично работая локтями, двинулась дама внушительного вида.
– Займи очередь, Оля! – пропищала она.
– Я за тобой! Нам хватит?
Поток людей замер на мгновение, и какая-то его часть бросилась к прилавку с картофелем, выстроилась очередь.
– Ах, жалко я мужа не прихватила с собой, – огорчалась Оля. – Но килограмм десять я все же возьму.
– А я пятнадцать дотащу, – пропищала Тася. Какой-то шутник из очереди прокричал:
– В одну руку больше пяти килограмм не давать!
На что Тася грозно развернулась и пропищала:
– А у меня – две руки и у мужа дома – тоже две! Будешь возмущаться, я и двадцать кило возьму! Имею право!
Торговля пошла бойко. Через полчаса довольный продавец встретил своего давишнего приятеля на автобусной остановке и, счастливый, рассказал ему, как он продал свою Крымскую розу.