После неудачного дебюта

I.

Вот полночь бьет… Окончен день. Пора свести его итоги
                          До утра…
Людмила сбилась с жизненной дороги,
Проститься ей с иллюзией пора.
Так молода, всего лишь двадцать лет!
Так молода и так несчастна!
Какому ж злу она причастна?
Спросить решается поэт.
«Провал полнейшей… Нет священного огня…
«Нет даже искры вдохновенья,
«Не производит впечатленья…»
Конец печальный радостного дня!

II.

Толпу столичную, толпу начала века
Одно лишь покорит — талант. Талант ей нужен.
Кто без таланта — безоружен.
Талант — одно оружье человека!
Не ты ли — та толпа, которая в бреду
Отчаянья разнузданных страстей
                          Людей нещадно губит,
Толпе — вреда не сделавших людей?
Теперь, дитя, и к твоему труду
Она с плеча и без пощады рубит…
«Бездарность», «нет огня». Но ты иди смелее…
Упорствуя, моляся и любя,
Ты можешь побороть стоглавого злодея!…
Но — есть ли эти чувства у тебя?
О, если нет, оставь искусство и бодрее
Примись ты за другой тебя манящий труд.
И знай, что суд толпы, есть самый строгий суд!

III.

А как надеялась Людмила ведь бывало
На славу, будущность!… Как старого отца,
Сестренку младшую и братьев подбодряла
И, не предвидя страшного конца,
Училась по ночам, считая, что довольно
Желанья чистого, труда и лишь терпенья
Да юных лет своих… И строгому сужденью
Своих учителей не доверяла…
                          О, зато как больно,
Теперь как больно, жгуче больно стало!

IV.

Отец просил и хлопотал, и дан дебют,
Но, понадеявшись лишь только на себя,
Она на сцену вышла… Разный люд
Сидел в театре, много молодежи;
И неестественность претила всем ее.
«Гм!.. Это на старинное похоже!..
К чему какой-то вой? К чему и пафос речи,
Красивый плачь и поднятые плечи?..
К чему нам эта вся галиматья?..»

V.

И — освистали… О безбрежье мук!..
О стыд какой! Отчаянье и горе!..
Зачем молчало ты, бушующее море
Порой восторженно нам хлопающих рук!
Но, бледная и гордая играючи браслетом,
Она, крепясь, без слез выходит за кулисы.
Навстречу ей попались две актрисы
Из шапочных знакомств и фыркнули при этом.
                          И о «провали»
Ее, с актерами шумели у буфета
                          Всю ночку до рассвета,
И, пошлые, ликуя, пировали…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

VI.

Зато в карете волю дав слезам,
Ее поникла грустно голова.
Все едут молча… При таком страданьи
Все поняли, что лишнее — слова.
Рассвет печальный светлой ночи мая
Семья встречает, к дому подъезжая,
Их особняк уютный ждет давно,
Пока еще и в окнах не темно,
Горят огни, прислуга ждет господ.
Их ждут приборы, сытный ужин ждет.

VII.

Как дома хорошо! Есть место для затей!
И зеркалами часто отражались
Богатство, радости и почести людей,
Которые здесь шумно развлекались…
Но зеркала теперь грустны, угрюмы,
Точь в точь как дебютантки думы.
Как одиноки улицы в печальный час ночной!
Не так ли и они прямолинейны,
                          Однообразны, безыдейны,
Как мысли девушки без искорки святой!
А вы, картины старых мастеров,
Сочувствуйте тому, кто вами любовался,
Пред стариной всегда покорно преклонялся,
Кто гордость уважал, кто чтил обманы снов!
Усевшись на софа в атласном будуаре,
Не слушая прислуги толк о самоваре,
                          Небрежно сняв зеленое манто,
Она в окно смотрела безучастно
И вдруг, почувствовав себя опять несчастной,
Заплакала о том, что жизнью отнято!

VIII.

А на окне подарок жениха,
Букет душистых роз, жасминов, лилий…
Не мало стоило поручику усилий
Уехать к матери. — «Совсем плоха
Старушка стала — пишут — надо в путь».
Но он от дебютантки ждет письма.
Покуда он лишь просит: «Не забудь!»
Успех, дебют — все та же кутерьма!

IX.

Успех! Успех! — Ирония судьбы!
Пред нею и богатые рабы…
О женихе бедняжка позабыла
И машинально голову склонила
На подоконник мраморный окна.
И вот, задев нечаянно за яшмовую вазу.
Она почувствовала сразу,
Как сделалась холодною она,
Струя холодная как бы ножом резнула
По шее девственной несчастной «Дездемоны»
И в холоде двойном Людмила замерла…
         Зачем, зачем, зачем она рискнула
Идти на сцену? Слезы, горе, стоны
Ведь не помогут этой бездне зла!
Как правда страшная, холодная вода
Все льется на нее — к чему часы труда?
Ничто теперь той девушке не мило.
Ведь простота, как истинная сила,
Сумеет за свое всегда стоять,
Всегда одна лишь будет побеждать
         И ныне победила!

М. Исакова. Мои стихи. СПб.: Типография товарищества «Общественная Польза», 1913

Добавлено: 03-04-2020

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*