Скромная награда
Были тяжелые дня.
С грязью смешивалось все дорогое, святое для Русской Армия. Срывались погоны — символы боевых прославленных полков, погоны, шифр, или простые цифры которых говорили о годах, а часто и столетиях незапятнанной ничем боевой истории полка.
Ломались о колено дедовские шашки.
Еще не сбросив с себя воинской одежды, озверелые люди срывали ее с других, проклинали мундир, которым так недавно гордились.
С особенно же дикой ненавистью набрасывались трусы на георгиевские кресты, медали и просто ленточки, доставшиеся дорогой ценой, ценой пролитой крови.
Армия гибла.
И в оправдание нелепых, разнузданных самооплеваний говорилось с холодком:
К чему афишировать храбрость.
Зачем напоказ выставлять геройство.
Нужны ли настоящему храбрецу пустые детские побрякушки.
Все эти кресты так бросаются в глаза.
Какая ложь во всех этих словах. Не даром кричавшие так, вскоре же завели и орден красной звезды и орден красного знамени. Не идею награды хотели они убить, а святой русский крест унизить.
Георгиевский крест и все георгиевские отличия не побрякушка, не выставленная напоказ храбрость, а только самый скромный намек на нее.
Георгиевские кавалеры — святое братство рыцарей славного русского военного ордена. Если бы вдруг вернулись те времена, когда люди не стыдились открыто и смело заявлять о своей храбрости, когда по свету разъезжали рыцари, с ног до головы закованные в тяжелые доспехи, то не маленький белый крестик украшал бы героя.
Его одежда сверкала бы золотом, богатством чеканки. Черно-желтый плащ вихрем яркого пламени и мрачных перебегающих теней вился бы за его плечами.
Огонь и черные тени боевого костра.
В его руках гремел бы щит, украшенный чеканным гербом: святым всадником, поражающим адского змия.
Белый эмалевый крест был бы крепкой рукояткой его длинного меча, бьющегося у пояса.
Весь он был бы как из ада и огня вырвавшееся видение.
И никто, повстречавшись с ним по дороге, не посмел бы и помыслить, зачем так афишировать храбрость. Матери показывали бы на него детям, шептали бы «Смотри, вот едет доблестный рыцарь братства Святого Георгия».
А простой крестик, — какая это скромная, не бросающаяся в глаза награда храбрецу, вышедшему победителем из современных боев, адский огонь которых и не снился древнему рыцарству.
Яр. Оредовский.
Скромная награда. Военно-осведомительная, литературная и политическая газета «Приневский край». № 25. Нарва: Типография Штаба Северо-Западной Армии, стр. 3, вторник 9 декабря 1919 г.