Свет-богатырь

Жил-был на Москве в прежние годы удалый, добрый молодец, по прозванью Свет-богатырь. И такой он был добрый да ласковый, разумный да уветливый, что всем люб был. Само святое солнышко-колоколнышко его холило, нежило, золотым лучом одаривало.

И приглянулась Свет-богатырю красная девица Офросинья Терентьевна.

Да жила-то красная девица в терему высоком у батюшки с матушкой, за оградой высокой, за затворами железными, за запорами чугунными, за семью замками немецкими да за печатью.

Закручинился удалый, добрый молодец, отемнел с лица, не ест, не пьет; на белый свет смотреть ему тошнехонько.

Задумали князья-бояре, загадали воеводы московские горю этому помочь,  — поженить доброго молодца на душе красной девице. Пошли они в Терентьев терем, ударили Сударю-Терентыо челом и говорят:

— Так и так, государь Терентий Федорыч. Мы, купцы, за товаром пришли. У нас торговец, у тебя товар. Отдашь ли его нам? А мы к тебе сватами пришли.

— Что ж, — говорит Терентий, — я дочку свою не неволю, — коли добрый человек, будь на то воля Господня.

Как прослышала про то красная девица, взял ее страх за сердце. «Кого еще, — думает, — Бог пошлеть. Али мне худо жить у батюшки родного, у матушки ласковой?.. Не хочу я ни за кого замуж идти!..»

Идет жених Свет-богатырь на двор, идет добрый молодец на широкий. Как завидела его Офросинья Терентьевна, обернулась она мелкой пташечкой, порхнула из окошка и полетела во чисто поле.

Ничего жених на то не сказал, а собирал он вокруг себя дружину удалую, двенадцать молодец — лицом к лицу, сам становился тринадцатым. Они брали луки тугие, еще брали стрелы каленые, выходили в чистое поле на охоту.

Говорит удалый, добрый молодец:

— А я всех пташек повыстрелю, свою суженую только в живых оставлю, живьем возьму. А и сколько ты от меня ни летай, я тебя, моя люба, поймаю!..

Натянули охотнички луки тугие, засвистали стрелы каленые, догоняли пташек перелетных… Офросинью Терентьевну достать не могли, потому что обернулась Офросиньюшка, скинулась Терентьевна куницею и побежала в леса темные, дремучие.

А Свет-богатырь за ней с тенетами шелковыми.

— Не замай, говорит, — мы ее тенетами опутаем, живьем возьмем. Уж как я да всех куниц повыловлю, а тебя возьму, мою суженую, как ни бегай ты по кустикам частым, как ни хоронись за пнями корявыми!..

Видит Офросинья Терентьевна — хитер Свет-богатырь, куда похитрей ее будет. Обернулась она рыбкой златочешуйною, ушла от Свет-богатыря в море синее, только хвостом вильнула.

Не замешкался удалый, добрый молодец Свет-богатырь; выходил он на море синее, опускал невода шелковые, со своими молодцами-товарищами. Сам говорил такое слово:

— Не уйдешь от меня, душа красная девица. Уж я выловлю тебя тенетами в морской глуби; всю рыбу выловлю да выкину, а тебя возьму замуж за себя…

Видит красная девица, что никуда от Свет-богатыря не схоронишься, — ее всюду Свет-богатырь отыщет. Обернулась она красной девицей, убегала в терем к себе, в светелку.

Скрипит крыльцо, гремит кольцо, лает на гостей незваных собачка-пустолаечка. Идет жених Свет-богатырь с молодцами удалыми, с сватьями, с братьями, со своим большим поездом, с князем тысяцким, с княгиней-свашенькой.

— Выходи, душа красная девица, гостей привечать!.. Уж ты сколько от меня ни бегала, — убежать не могла.

Выходила Офросинья Терентьевна навстречу суженому. А он брал ее за руки белые, целовал в уста сахарные.

Свадьбу справили своим чередом. И на радостях Терентий Федорыч заводил хорош-почестен стол про друзей, про ближних, про всю нищую братью убогую…

Русские народные сказки. Том 1. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1912

Добавлено: 23-12-2016

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*