Я помню, любимая, помню…
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.
<июль 1925>
Газета «Бакинский рабочий». Баку: № 25, 4 августа, 1925
Ред.: Первоначально стихотворение имело посвящение Августе Миклашевской, актрисе Камерного театра, возлюбленной поэта, которой посвящен цикл стихотворений «Любовь хулигана». Впоследствии посвящение было снято автором. Сергей Есенин не включил стихотворение в свое собрание стихотворений.
Вот это настоящие эмоции, читается на одном дыхании от первого слога и до последнего. Не поверить в правдивость чувств невозможно. Написано сердцем. В этом и есть Есенин.
Очень люблю творчество Есенина, читала и учила наизусть его стихи ещё со школьной скамьи, многие до сих пор могу воспроизвести по памяти. И это стихотворение, пожалуй, одно из любимейших. Мне у Есенина нравятся не грубые, эпатирующие, обращённые к маргиналам работы, а его горькая, ностальгичная любовная лирика. Вот и это стихотворение, в нём ведь нет, как такового, признания в любви, нет привычных клятв и комплиментов. Есть лишь сожаление об ушедшем, воспоминание. Лирический герой не тоскует и не заламывает руки — со спокойствием человека, повидавшего жизнь, он принимает тот простой факт, что любовь проходит, оставляя только светлые воспоминания. Любовная поэзия Есенина во многом связана с его же стихотворениями о природе. Он был одним из величайших поэтов-пейзажистов своего времени, на мой взгляд. Когда он описывает свою возлюбленную, создаётся ощущение, что речь не о девушке, а о природном явлении, такой эффект создают метафоры и сравнения то со снегом, то с рассветом, то с ягодами. Это стихотворение вызывает у меня мысли не о любви и расставании, а об изменчивости жизни, недолговечности любви, красоты, молодости. Остаётся горьковатое, вызывающее грусть послевкусие — как и после большинства стихотворений Есенина. Его поэзия совсем невесёлая, в ней чувствуется обречённость, и именно этим она так цепляет.