Зло века

(По поводу самоубийств).

Человеку дано великое благо, — жизнь.

Всему живому инстинктом вложено чувство самосохранения, не покидающее его до последней минуты.

Человек-же, как царь природы, особенно внимательно повинуется этому чувству. Открыта книга жизни, — история; открыты истины… Живи, совершенствуйся, борись!…

Природа, с ее богатствами, красотами, тебе на встречу, тебе на помощь человек!

Лишить себя жизни, значит нарушить величайшую гармонию.

В каждом из нас есть что-то, которое руководит нами, дает себя то сильней, то слабей, чувствовать.

Это не трудно проверить, И, это «что-то», — есть секрет природы, а потому жизнь, как-бы она у кого не сложилась, является уже, сама по себе, интересной. Кто.-то, откуда то, как-бы шепчет:

— Живи!

Самоубийство, если глубоко вдуматься в него, отнюдь не есть желание уничтожить свое я, наоборот, улучшить, удовлетворить его.

Самоубийца прежде всего человек сильной воли, эгоист.

Спуская курок, принимая яд, или надевая на шею веревку, покушающийся на свою жизнь, этим самым говорит:

— Моему «я» жить плохо. Хочу другого…

И совершенно незаметно для самого себя, в своей посмертной записке (если таковую оставляет) подчеркиваем желание именно жить.

Есть масса фактов, в которых покушавшиеся неудачно на самоубийство, не повторяли его впредь, а доживали до глубокой старости, умирая естественной смертью.

(Самоубийства пьяниц, сумасшедших, конечно, в рассуждение не входят).

Человек открыл яд, человек сделал пулю, оружие к ней, и думает, этим сделанным, открытым, в случае невезихи — воспользоваться.

Глубокая ошибка.

Все, что человеческое, — останется человеческим.

Природа же, ее непочатый край нового, удивительная, ждет умов и рук.

Уже по одному этому жить следует. Самоубийства же были и есть нечто абсурдное.

Отчаяние, которое часто, если не всегда, руководит самоубийцами нашего века, есть наивернейшее доказательство желания жить.

Беда вся в том, что самоубийца, как эгоист, хочет разом того, чего ему не дает его жизненный путь.

Природа-же скачков не делает. В ней все последовательно, все гармонично.

Требовать все, по «щучьему веленью», ждать только одного приятного своему я, — нельзя, так как, нет границ желаний.

Воля каждого священна. Но нельзя-же назвать священной волей пущенный кусок свинца в собственный череп, называть это подвигом, героизмом…

Александр Клеченов. Штрихи. Кострома: Типография А. С. Азерского, 1912

Добавлено: 20-11-2021

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*